Абхазы, издавна живущие на территории Абхазии, создавали свою самобытную культуру. Теплый и мягкий климат, обилие растительных ресурсов определяли жизнь абхазов. Основные их занятия — земледелие и скотоводство, охота, рыбалка, ремесла. Защищаясь от набегов врагов или вступая в войны, абхазы развивали военные навыки, оружейное искусство.

В основе культуры абхазов лежит народный этический кодекс «апсуара», дословно «абхазство». По определению известного абхазского этнолога, профессора Ш. Д. Инал-ипа, «апсуара» — это исторически сложившаяся форма проявления национального самосознания и самоутверждения абхазов, неписаный кодекс народных знаний и ценностей, охватывающий всю систему обычаев, представлений и принципов.

Сказания и легенды абхазов выражают древние представления народа о сотворении мира и роли богов. О жизни и подвигах ста братьев героев-нартов и их матери Сатаней-Гуаши повествует абхазский нартский эпос.

Абхазский язык и литература

Портрет Петра Услара и книга "Абхазский язык"

Абхазский язык — государственный язык Республики Абхазия — один из древнейших языков мира, вместе с родственными языками (абазинский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует абхазо-адыгскую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.

При формировании общего языка абхазской народности возникали территориальные диалекты, обусловленные феодальным разделением страны. В 1862 году лингвист-кавказовед П. К. Услар издал грамматику абхазского языка, а также на основе русской графики составил абхазский алфавит. Основоположником абхазской художественной литературы и создателем литературного языка стал Д. И. Гулиа, который в 1913 году издал первую лирическую поэму на абхазском языке.

В советское время активно развивается абхазский литературный язык, происходит формирование языка нации. За сравнительно короткий период лексика литературного языка значительно обогатилась за счет диалектных пополнений, основанных на исконных ресурсах, и интернациональных заимствований.

Со временем сфера использования абхазского литературного языка значительно расширилась, сформировались различные стили — официально-деловой, научный, информационный и особенно язык художественной литературы. Огромную роль в становлении и развитии абхазского литературного языка играет устное поэтическое творчество абхазского народа, а также творческой интеллигенции, особенно писателей, поэтов и драматургов — Дмитрия Гулиа, Самсона Чанба, Иуа Когониа, Баграта Шинкуба, Ивана Папаскири, Алексея Гогуа.

Фольклор, песни, эпос

Нартский эпос. махарбек туганов пир нартов

Национальная культура абхазов богата поэтическим и музыкальным фольклором, народными танцами и музыкой. Абхазская народная песня представляет собой синтез вокальной мелодии и речитатива. До нынешних дней сохранились песни-реликты, принадлежавшие древнему языческому культу, трудовые и магические песни, сказки, мифы, предания, поговорки и пословицы.

Для абхазского фольклорного пения характерно многоголосье. Песни обычно запевает один из исполнителей с высоким голосом, остальные в импровизационной манере вторят ему на более низких тонах. Интересно, что в музыкальном фольклоре отсутствуют женские песни, за исключением колыбельных и причитаний. Наиболее древние песни относятся к охотничьему и пастушьему фольклору, более поздние песни посвящены конкретным народным героям — Хаджарату Кяхба, Салуману Бгажба и другим. Широко известен цикл песен «О ранении», исполняемых для облегчения участи пострадавших. Колоритны траурные и хороводные песни, свадебный обряд сопровождается театрализованным представлением с танцами и песнями.

Наиболее значительным памятником эпического жанра являются архаические сказания о нартах и герое-богоборце Абраскиле, абхазском Прометее. Нартский эпос характерен для всей абхазо-адыгской группы народов и осетин. По мнению многих ученых, абхазская версия эпоса — самая архаичная. Эпос повествует о жизни ста братьев и сестры, красавицы Гунды, над которыми властвует их мать — мудрая, вечно молодая Сатаней-Гуаша. Центральный герой эпоса — младший брат Сасрыква. Повествование о его многочисленных подвигах и составляют основной сюжет эпоса. Более поздний эпос об Абраскиле основан на мифологических мотивах и повествует о герое Абраскиле, за непоклонение богу прикованном к столбу в самой глубине Отапской пещеры, ныне пещеры Абраскила в Очамчырском районе.

Музыка и танцы

ansambl narodnoj pesni i tancza respubliki abhaziya

Самобытны и музыкальные инструменты абхазов — струнные, духовые, щипковые и ударные. Наиболее популярны из струнных — апхярца, двухструнный смычковый инструмент с узким веретенообразным корпусом, обычно из древесины ольхи, и аюмаа — угловая арфа с 14 струнами из конского волоса. Ее название переводится как «двуручная», инструмент клали на колено и, перебирая струны обеими руками, извлекали звуки. Из духовых обычно использовали ачарпын — продольную одноствольную флейту с тремя, реже с шестью отверстиями. Ее делали из травянистого растения борщевика (по-абхазски «ачарпын») и украшали линейным орнаментом. Популярен и абыкь — рожок из коры лапины (мелкого ореха), в головку которого вкладывали пищик — одинарный надрезной язычок. Из стебля тыквы делали акабак хцвы — «кабачковый стержень» — род свирели с тремя игровыми отверстиями на стволе.

Ударные инструменты были представлены барабанами и разного вида трещотками, которые использовались и для отпугивания птиц с кукурузных полей. Трещотки — акяпкяп — представляли собой толстую рукоятку, к которой приделывали дрань. При вращении обеими руками получался громкий трескучий звук. Очень популярен барабан — адаул, он нередко служит главным аккомпанементом, особенно в танцах.

Абхазские народные танцы — самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей — фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.

Одежда

Абхазский костюм

Важным элементом материальной культуры абхазов является одежда. Она точно соответствовала роду занятий человека и подразделялась на будничную, праздничную и ритуальную. Наиболее древний и самый распространенный, даже до сегодняшнего дня, вид мужской национальной одежды — черкеска. Под черкеску надевали штаны и рубаху с туго застегивающимся воротом, на ноги — постолы из сыромятной кожи, выходной обувью служили чувяки из сафьяна домашней выделки. Икры ног прикрывали ноговицами или войлочными чулками, колени — наколенниками. Мужчины носили головной убор оригинальной формы — башлык.

Обязательным атрибутом абхазского всадника была бурка (ауапа) — плащ-накидка из косматого войлока. Высоко поднятые плечи бурки придают фигуре всадника величественную осанку.

Женская одежда состояла из нескольких основных частей: платья, длинного или короткого кафтанчика, рубахи, двух нижних юбок, штанов и шапки или косынки. Все платья стягивались в талии поясом, который служил украшением и нередко являлся произведением искусства. Короткий кафтанчик шили из домотканого сукна или бархата, он туго облегал грудь и ниже линии талии был расклешен.

В традиционной народной культуре особым элементом является алабашьа — посох из крепкой древесины с металлическим наконечником и крючком в виде естественного ответвления. Алабашьа служила простейшим оружием, опорой при ходьбе, «трибуной» оратору.

Гостеприимство

paczha abhaziya

Согласно вековым народным понятиям, гостеприимство – священный закон, обязательный для всех. Гости были желанными всегда, — днем и ночью, летом и зимой, независимо от количества, положения, социальной или наци­ональной принадлежности, несмотря на то, что когда их было много и они оставались на несколько дней, при­носили хозяевам немало затрат, не говоря о многообразных заботах, ло­жившихся на всех членов семьи.

Вот наступило радостное со­бытие — приехал гость. Последуем за ним. И стар, и млад — выходят навстречу к нему. Словами «Добрый день» (Мшыбзиы!) он первым приветс­твует хозяев. «Добро тебе видеть, добро пожаловать» (Бзиа убеит, бзи- ала уаабеит!), — отвечает старший, а за ним и другие. Для приема гостей, которые в прошлом обычно не заходили в общее жилище семьи, в старые года специально строили домик во дворе под названием «место, куда приходят гос­ти» (асасааирта). Двери гостиного дома целый день были открыты настежь, чтобы не навлечь унизительного подозрения в том, что хозяин, избегая гос­тей, закрывается в своем жилище.

При появлении гостя и всякого вообще посторон­него мужчины и женщины аб­хазы встают и, как сказано, выходят к нему навстречу. Введя его в дом, причем, рань­ше него порог переступить, может, только старейший из хозяев-мужчин, гостя уса­живают на почетном месте, а сами, в том числе и глава семьи, не сразу сядут при нем.

Не принято было выспрашивать гостя и выведывать у него разные сведения, касающиеся его личности или целей его путешествия. Торнау писал: «Чужого человека принимают, не спрашивая, кто он, откуда и куда едет, пока он сам не сочтет необходимым объявить об этом, иногда только как тайну, одному хозяину, имея причины скрыть свое имя и свои дела от посторонних людей».

 

Источник: МИД Абхазии

Поделится

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти




Зарегистрироваться




Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.